Москва
Сдам
м. Дмитровская
Офисы
до 16500 м2
Ярославль
Сдам
Белгород
Сдам
Тюмень
Сдам
Площадь, м2 от
до
Стоимость, руб. от
до

«Новую Москву» можно будет застраивать без санкции археологов.

7 марта, 2012г.

 

    Проект разработанного Москомнаследием документа — «О порядке проведения археологических полевых работ на территории Москвы» — может поставить крест на археологических раскопках в Подмосковье. В нем, в частности, говорится о том, что за пределами границ территорий объектов археологического наследия и культурного слоя проведение строительных и прочих земельных работ не требует? предварительных археологических исследований.

 

Документ устанавливает единый порядок проведения археологических полевых работ, в том числе спасательных, на территории Москвы, а также информирует строительные компании и граждан о том, как действовать, если в процессе полевых работ они нашли древние артефакты. Настороженность археологов вызывает пункт документа, в котором говорится о проведении земельных работ без предварительной? археологической разведки. Под этот пункт подпадают в том числе земли Подмосковья.

 

Сейчас в процессе расширения столица займет территории Московской области. Следовательно, на участках между Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги, куда входят такие города, как Троицк, Московский и Щербинка, будет позволено строить без проведения археологических работ до 2016 года. Историческое достояние может навсегда быть погребено под? массовой застройкой. Именно к этому сроку будут определены границы объектов археологического наследия на территориях, присоединенных к Москве, и постановление начнет действовать. По списку министерства культуры Московской области на территориях, которые планируются включить в Москву, расположено 128 объектов культурного наследия.? Остальные территории являются неисследованными.

 

Эксперты говорят о том, что на территориях Подмосковья можно найти очень много ценных археологических объектов. «В случае если документ будет утвержден, мы никогда ничего не найдем за пределами один раз установленных чиновниками границ. А на этих абсолютно не исследованных территориях жизнь кипела не меньше, чем в самой Москве, потому что это самое сердце московского княжества времен Ивана Калиты. Сюда сбегались? люди после татарского разорения в XIV веке со всех земель», — говорит Игорь Кондратьев, археолог Центра историко-градостроительных исследований.

 

По его мнению, за пределами границ территорий объектов? археологического наследия и культурного слоя следует проводить работы в рамках разведок, которые стоят не так дорого, как сами раскопки. Более того, Кондратьев считает, что следует законодательно закрепить траты на археологические разведки за компаниями, которые проводят на территориях инвестиционные мероприятия. «За счет этих средств при? помощи археологической службы Москвы и академических учреждений надо постоянно расширять свое представление о том непознанном объеме археологического наследия, который лежит у нас под ногами», — говорит Леонид Кондрашов, главный археолог Москвы.

 

С этой точкой зрения не согласны строители. «В зоне ближнего ?Подмосковья очень трудно найти какие-то исторические артефакты, потому что это были леса, — комментирует Борис Елагин, генеральный директор ОАО «Центринвест». — Все поселения и городища очень точно известны нашим историкам. Они знают их месторасположение и ведут там археологические работы. Поэтому не зря в Подмосковье требуется разрешение только в особо выделенных зонах — в целом поселений там практически не было».

 

Проект документа разъясняет, как себя должны вести граждане и строительные компании в случае находки артефакта. «Если в процессе земельных работ обнаруживают объект, который кажется старинным, нашедший сообщает об этом Москомнаследие. На место высылается комиссия, которая выписывает предписание о приостановке работ, если есть основания считать объект археологически ценным. Для выявления ценности проводится историко-культурная экспертиза. Если после экспертизы объект выявлен, то он охраняется наряду с теми, которые включены в реестр. Проблема включения в реестр тоже довольно сложная, потому что она в том числе на федеральном уровне до конца не прописана», — объясняет Кондратьев. Эта схема теоретически устраивает всех. «На этапе строительства на территориях вне границ археологического наследия нам не попадались никакие артефакты. Нехорошо, что строительные компании ради скорости готовы плюнуть на историческое наследие. Я считаю, что приостановка работ к случае находки артефакта? — это правильно», — говорит Елагин.

Археологи считают, что подобные рассуждения строителей на практике не реализовываются. «Им совершенно невыгодно докладывать о находке. Тем более в нашей стране, где отношение к памятникам еще не стало краеугольной основой национального характера, как, например, в Британии или во Франции. Даже в Латинской Америке люди сразу бегут и ?обо всем рассказывают. У нас сплошь и рядом люди, найдя что-либо, рассовывают это по карманам или скорее закапывают обратно, чтобы не нарваться на неприятности», — говорит Кондратьев.

 

Главный археолог Москвы Леонид Кондрашов склоняется к мысли о том, что интерес археологов состоит в том, чтобы провести археологические работы за счет инвесторов, поэтому они критикуют проект документа. «Для этого должна быть законодательная основа, — говорит он «Маркеру». — ?Психологически я на стороне археологов и радуюсь, когда они проводят исследования, но как сотрудник органа охраны памятников я ?понимаю, что для этого должна быть законодательная основа, чтобы мы ?могли четко объяснить инвесторам и строителям, в чем состоит суть? ограничений, в том числе финансовых, которые на них налагаются. Иначе ?это будет вымогательством. Археологам надо просто провести работы и? поставить объект на учет. Тогда на вполне законном основании мы укажем ?строителям, что перед строительством нужно провести археологические? работы».? Впрочем, он сообщил, что до 2016 года Москомнаследие собирается ?провести сплошное обследование как территории Москвы, так и присоединяемых территорий Подмосковья.

 

/Маркер/